Уголок психолога

Идем в школу!
(программа психологической подготовки детей к школе)


Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Симонович и др.). Интерес к ней не ослабевает и по сей день, как у ученых, так и у практиков. Что же такое готовность к обучению в школе? Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Поэтому, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться. Из этого следует, что для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Также формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, развивающие игры.
Данная программа состоит из двух частей: занятия из первой части направлены на осуществление следующих задач: развитие внимания, памяти, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно–моторной координации, речи. Занятия из второй части программы направлены на осуществление таких задач как - формирование интереса и положительной мотивации обучения; предупреждение и снятие страха перед школой; создание у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника». Всеобщей целью проводимых занятий является развитие всех компонентов психологической готовности к школе.
Развивающая работа проводится с детьми на специальных занятиях в кабинете психолога во время учебного года. Занятия рассчитаны на детей 6–7 лет. Программа содержит 17 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30–35 минут. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – с подгруппой детей из 6-7 человек.
Ожидаемые результаты работы:
- умение подчинять свою деятельность правилам, обязательных для всех;
- формирование положительной мотивации обучения;
- готовность к принятию новой социальной позиции «школьника»;
- знакомство со школой, школьными атрибутами, правилами поведения в школе, ролью и значением учителя в школе и др;
- развитие мелкой моторики рук и познавательных процессов.
Контроль результатов подготовки: перед началом цикла занятий необходимо провести диагностическое обследование детей. В качестве диагностического материала могут быть использованы: ознакомительная беседа; методика «Беседа о школе» Нежновой Т. А.; «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Иерасика. В конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и составляется сводная таблица результатов обучения. В качестве промежуточного контроля результатов подготовки можно использовать контрольные самостоятельные задания, а также беседу с родителями.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках, либо в кругу на ковре, могут сидеть за партами или передвигаться по комнате, в зависимости от хода занятия. В ходе проведения цикла занятий используются следующие методы и техники:
- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов);
- элементы игротерапии;
- элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста), использование схем;
- беседы;
- рисование;
- подвижные, речедвигательные, развивающие игры.
Технология проведения занятия первой части программы включает:
- ритуал приветствия друг друга;
- развивающие игры;
- рисование, подвижная игра;
- обсуждение в кругу;
- ритуал прощания друг с другом.
Технология проведения занятия во второй части программы включает:
- ритуал приветствия друг друга;
- представление истории (сказки);
- развивающие игры;
- рисование, подвижная игра;
- обсуждение в кругу;
- ритуал прощания друг с другом и сказкой.
Материалы и оборудование: магнитная доска, знаки «Как вести себя на занятии», магнитофон, аудиокассеты со спокойной инструментальной музыкой, также каждому ребенку на занятии понадобятся бланки из приложения, листы бумаги формата А4, набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик.

Программа психологической подготовки детей к школе