Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида «У кого есть здоровье, есть надежда, а у кого есть надежда, есть все» С 2013 года наш детский сад является участником социального педагогического проекта «Мир детства – современность и будущее». На базе областного проекта в нашем учреждении создан свой социальный педагогический проект «Подари себе здоровье», цель которого - совершенствование физических возможностей и формирование двигательных способностей детей, приобщение семьи к здоровому образу жизни. Разрабатывая модель проекта, мы исходили из того, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Наш проект работает меньше года, но нам уже есть чем поделиться. Регулярно мы проводим спортивные праздники: «Мама, папа я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры», «Выходные здоровья», «Веселые старты». Какие же эмоции переживают наши участники, а особенно болельщики. Благодаря таким мероприятиям дети учатся не только быстроте, силе, ловкости и выносливости, здесь зарождается настоящая крепкая дружба, командный дух, стремление к победе. Наши родители, вместе сдетьми,постоянные участники творческих конкурсов: «Если бы мы поехали на олимпиаду», «Напиши письмо спортсмену». Вместе с родителями, воспитателями и социальными партнерами мы обустраиваем и озеленяем участок ДОУ. В планах у нас обустройство футбольного поля, волейбольной площадки, строительство детского сказочного городка, разбивка живописных клумб. Формирование культуры здорового питания, одна из основных задач нашего проекта. Реализация этого направления осуществляется посредством проведения различных мероприятий: «Дней Здоровья», развлечений, театрализованных представлений, выставок, тематических вечеров. Родители являются непосредственными и активными участниками всех проводимых совместных мероприятий. Воспитатели нашего детского сада творчески подходят к процессу формирования культуры здорового питания: тематические беседы «Витамины в продуктах», «Всё о здоровой пище» и др., развлекательные и игровые программы, театрализованные представления, выставки, тематические вечера – неполный перечень мероприятий нашего детского сада. Вся работа проводится в интересной, доступной и занимательной форме. Педагог по физическому воспитанию не остается в стороне и организуют спортивные мероприятия, конкурсы, развлечения по темам: «Страна Витаминия», «Полезно - не полезно», «Правильно питаемся и спортом занимаемся» и т.д. Мы верим, что наша работа оставит след в душе каждого ребенка и поможет сделать правильный выбор. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида Паспорт социально-педагогического проекта «Подари себе здоровье» Наименование проекта Социально-педагогический проект «Подари себе здоровье» (далее Проект) Основания для разработки Проект разработан в соответствии Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Руководитель проекта Крючкова Юлия Валерьевна – и.о. заведующей МКДОУ д/с №10 Разработчики проекта Илюшкина Ж.В. – воспитатель Маршавина Л.И. – инструктор по физической культуре Шагаева Н.В. – старшая медсестра Витютнева С.А. – педагог-психолог Исполнители проекта Воспитатели, специалисты, родители, руководители ДОУ, общественные организации Цели и задачи Проекта Цель Проекта: Совершенствование физических возможностей и формирование двигательных способностей детей, приобщение семьи к здоровому образу жизни. Задачи Проекта: - формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры и занятиями спортом; -познакомить детей со спортивными сооружениями поселка: спортивно-оздоровительным комплексом «Богатырь», стадионом; - повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность; -воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры; -приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол, ритмика); -развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях; - способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний. Сроки реализации Проекта 2013 – 2016 гг. Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта - повышение двигательной активности детей - упрочнение связей «детский сад – родитель», «ребенок-родитель» - формирование основ здорового образа жизни. -создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья дошкольников -снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве -повышение заинтересованности работников детского сада, родителей в укреплении здоровья дошкольника -формирование желания у детей и их родителей заботится о сохранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья, рациональной двигательной активности -установление партнерских отношений с семьями воспитанников -вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обобщению опытом Социальные партнеры - администрация муниципального образования Епифанское; - комитет образования и молодежной политики; - спортивный оздоровительный комплекс «Богатырь»; - МКОУ Епифанская СОШ; - ИЭМ «Куликово поле»; - дошкольные образовательные учреждения г. Кимовска; - Епифанское потребительское общество. Концепция социально-педагогического проекта «Подари себе здоровье» Актуальность проекта В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска). Сроки и этапы реализации Проекта Сроки реализации Проекта: 2013 -2016 гг. I. Организационный этап (01.09.2013 г. – 31.10.2013 г.). 1. Мероприятия по оформлению замысла проекта: • определение и обсуждение замысла проекта (проблемы, темы, идеи), возможностей его реализации; • оформление полной версии проекта. 2. Мероприятия по информационному обеспечению реализации проекта: • сбор и изучение информации по физическому развитию детей дошкольного возраста и способах их физической активности в условиях ДОУ и семьи. • анализ литературы и интернет - ресурсов по физическому развитию детей дошкольного возраста и способах их физической активности в условиях ДОУ и семьи. II. Реализационный этап (01.10.2013 – 30.05.2016 г.). Разработка и внедрение на базе МБДОУ детский сад № 10 модели по формированию мотивации здорового образа жизни дошкольников средствами физической культуры и занятиями спортом. III. Итоговый этап (июнь-август 2016). • Экспертиза социально-педагогического проекта: • Действие проекта на базе ДОУ. Модель социально- педагогического проекта «Подари себе здоровье» на 2013-2014 г. Проект «Олимпийские надежды» ( октябрь 2013- 2014г.г.) Актуальность: Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. В настоящее время в России ежегодно общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает на 6,7 %. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении. Цель проекта: Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением. Задачи проекта: Для детей: 1. Формировать у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей. 2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад. 3. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой. 4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие. 5. Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину. Для педагогов: 1. Создать информационную базу. 2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях. Для родителей: Развивать творческие и физические способности в спортивной деятельности. Для социальных партнёров : Создать условия для привлечения партнёров ( ДОУ Кимовского района, МБОУ Епифанская СОШ) для совместных спортивных мероприятий. Проект «Здоровое питание». 2014 год Проект позволит создать в ДОУ оздоровительное пространство благодаря системе методической и медицинской работы, обеспечивающих деятельность педагогических кадров, обобщение и распространение опыта, формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста, Особенно актуальна активизация передового педагогического опыта по созданию оздоровительного пространства в условиях дошкольного учреждения. Данный проект предусматривает изучение вопросов культуры питания, потому что именно педагоги способны разбудить в сознании детей и родителей осознанную ответственность за здоровье. Актуальность Большая доля ответственности за питание ребёнка ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. В ДОУ стараются не только накормить ребёнка в соответствии с физиологическими потребностями, но и сформировать у него правильный стереотип пищевого поведения. Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, создание условий для организации полноценного здорового питания в ДОУ и семье. Для социальных партнёров: Создать условия для привлечения партнёров для организации экскурсий на хлебопекарню, в кафе, магазин. Творческий проект «Территория детского сада – территория здоровья» Участники проекта: родители, сотрудники ДОУ, социальные партнеры. 2014-2015 год Основания для разработки проекта: Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе. Цель: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года. Задачи 1. Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми. 2. Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров. 3. Улучшить художественное оформление участка ДОУ. 4. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру. 5. Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности. 6. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников. 7. Оборудовать на территории ДОУ волейбольную площадку, футбольное поле. Ожидаемые результаты социально-педагогического проекта «Подари себе здоровье» Данный проект может быть реализован сотрудниками любого дошкольного образовательного учреждения. Идеи, заложенные в проекте, позволят организовать работу с дошкольниками по формированию потребности в здоровом образе жизни, стремлению к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры и занятиями спортом, помогут педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здорового образа жизни.